ВОЗБУДИТЕЛЬ ВС-650В
Служит для питания (через полууправляемый выпрямитель) постоянным током
обмотки возбуждения тягового генератора. Он относится к вспомогательным тяговым
электрическим машинам и представляет собой однофазный синхронный генератор повышенной
частоты, защищенного исполнения, самовентилируемый.
Рис. 15 – Возбудитель ВС-650В
1 - лабиринтная крышка; 2 - упорное кольцо; 3 -
шарикоподшипник; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - лабиринтная крышка; 6 -
подшипниковый щит; 7 - траверса; 8 - станина; 9 - контактные кольца; 10 -
якорь; 11 - обмотка; 12 - сердечник якоря; 13 - стеклобандаж; 14 - сердечник
полюса; 15 - катушка полюса; 16 -
вентилятор; 17 - подшипниковый щит; 18 - вал; 19 - щеткодержатель; 20 - паз
сердечника якоря; 21 - смазочная трубка.
Статор возбудителя состоит из станины, изготовленной из листовой стали,
в которой установлены восемь полюсов моноблочной конструкции. К станине
приварены с обоих сторон лапы, которыми возбудитель опирается и крепится, а
также стальные ребра с проушинами для подъема машины и ее транспортировки.
Сердечники полюсов собраны из штампованных листов электротехнической
стали, спрессованы и стянуты заклепками. В башмаки полюсов встроена
короткозамкнутая демпферная обмотка в виде медных стержней круглого и
прямоугольного сечений.
Катушки полюсов являются элементами независимой обмотки возбуждения
возбудителя и соединены последовательно. Концы обмотки выведены в коробку
выводов. Изоляция полюсных катушек выполнена из материалов класса F. Катушку и сердечник полюса
пропитывают в сборе в эпоксидном компаунде.
Якорь возбудителя соединен муфтой с распределительным редуктором дизеля
и приводится им во вращение.
Сердечник якоря состоит из штампованных листов, электротехнической стали
толщиной 0,5 мм,
нашихтованных на стальной вал. Спрессованный сердечник удерживается в осевом
направлении латунной втулкой со стороны контактных колец и обмоткодержателем со
стороны свободного конца вала. Все детали крепятся на валу шпонками.
Обмотка якоря по типу волновая, концы ее катушек пропаяны
серебросодержащим припоем в медных втулках, вставленных в прямоугольные пазы по
окружности пластмассовой части втулки. Расположение проводников в пазах
горизонтальное. Обмотка укреплена на сердечнике с помощью стеклобандажа.
Якорь пропитывается в термореактивном лаке. На его вал напрессованы
изолированные от него два контактных кольца из специальной антикоррозийной
стали, которые с помощью двух контактных шпилек соединены с выводами якорной
обмотки.
На рабочей поверхности контактных колец нарезают винтообразные канавки.
Якорь опирается на подшипниковые щиты через два шарикоподшипника. Подшипники
насаживают на вал якоря с натягом и с обеих сторон закрывают стальными крышками
с лабиринтными канавками. Подшипниковые
щиты центрируют в станине «замками» и закрепляют на ней болтами.
Смазку в подшипники добавляют через стальные трубки, вваренные в
отверстия подшипниковых щитов со стороны привода и контактных колец. При
запрессовке смазка, заполняя внутреннюю смазочную полость каждого из
подшипниковых узлов, проходит между шариками подшипника, смазывает их и
попадает в наружную смазочную полость. Применяется консистентная смазка марки
ЖРО ТУ32ЦТ520-73.
Щеткодержатели крепят на пластмассовой траверсе и соединяют токосборными
шинами с отводами в коробку выводов, а траверсу – болтами к переднему
подшипниковому щиту.
Конструкция щеткодержателя предусматривает постоянство усилия нажатия
курка пружины на щетку по мере срабатывания последней. Щеткодержатель
унифицирован с щеткодержателем генератора ГС-501А. На возбудителе применены
щетки марки ЭГ-4 размером 25×32×64 мм резиновыми амортизаторами. Давление
пружины на щетку обеспечивается в пределах 16 -20 Н (1,6- 2,0 КГс)
Охлаждающий воздух прогоняется через полость машины литым вентилятором
из алюминиевого сплава и выбрасывается через окна в станине со стороны
контактных колец. Вентиляционные окна на входе и выходе охлаждающего воздуха
закрываются съемными сеткой и крышкой с выштампованными в них отверстиями.
Вентилятор крепится болтами к стальной ступице, смонтированной на валу со
стороны свободного конца. |