Втулка цилиндра (рис.38)
предназначена для направления движения поршня и вместе с ним и крышкой образует
камеру сгорания. Конструкция втулки цилиндра дизелей типа Д49 – так называемого
подвесного типа. Важными преимуществами такого типа втулок являются:
возможность сборки втулки с крышкой цилиндра в виде отдельного комплекта
дизеля, при этом до установки в дизель опрессовывают комплект «втулка – крышка»
и проверяют деформацию зеркала втулки после затяжки шпилек, соединяющих втулку
с крышкой.
В подвесной втулке нет жесткой связи с блоком цилиндров, в результате
чего газовый стык выведен из силовой схемы остова дизеля и разгружен от осевых
усилий давления сгорания. Выбранная конструкция и материал втулки обеспечивают:
необходимую прочность в условиях совместного действия температурных деформаций,
давления газов, усилий затяжки шпилек крепления к крышке цилиндра и бокового
давления поршня; работоспособность трущихся пар «тронк поршня – втулка» и
«поршневое кольцо – втулка»; повышенную стойкость поверхностей, охлаждаемых
водой, к ее коррозионно-кавитационным воздействиям.
Указанным требованиям удовлетворяет применяемый для втулок дизелей Д49
антифрикционный легированный чугун. Повышение антифрикционных свойств,
улучшение прирабатываемости втулки с поршнем и поршневыми кольцами в
начальный период работы обеспечивается
фосфатированием рабочей поверхности втулки.
Рис. 38 – Втулка цилиндра
1 – втулка; 2 – рубашка; 3-6, 9 – уплотнительные кольца; 7,
10 – прокладки; 8 – втулка для перетока воды в крышку; 11 - шпилька; 12 – глухая гайка; В, Ж – нижний и
верхний опорные пояса; Г – отверстия для крепления приспособления; Д –
отверстия для монтажного болта; Е – скос; К – полость; М – отверстие в блоке
цилиндров для подвода воды; И – теплоизолирующее покрытие втулки
На втулку 1 напрессована
стальная или алюминиевая рубашка 2. Между
втулкой и рубашкой образована полость К
для охлаждающей воды, поступающей из отверстия М в блоке цилиндров. В
крышку цилидра вода проходит через переточные втулки 8. Снижение температурного перепада по сечению верхнего пояса
втулки достигается установкой втулок, покрытых с внешней стороны
теплоизолирующим слоем и изолированных по торцу от втулки цилиндров с помощью
паронитовой прокладки 10.
Отличительной особенностью втулки цилиндров является изолирование
уплотнительных колец 4 верхнего пояса
от непосредственного воздействия высоких температур. Температура втулки в зоне
резиновых уплотнительных колец не превышает
температуру охлаждающей воды.
Уплотнение водяной полости между втулкой и блоком достигается с помощью
двух резиновых колец 6, между
рубашкой и блоком – с помощью двух резиновых колец 5, между втулкой и рубашкой – с помощью двух резиновых колец 4.
Газовый стык между втулкой и
крышкой цилиндра уплотнен омедненной
прокладкой 7 и стянут шпильками 11. Два отверстия Г используют для крепления
приспособления, удерживающего поршень при монтаже и демонтаже цилиндрового
комплекта. В отверстие Д
устанавливают монтажный болт для предотвращения сползания рубашки при
транспортировке комплекта. При сборке с
крышкой цилиндра и установке в блок втулку устанавливают скосом Е
на сторону всасывания. На
шпильку, расположенную над скосом Е, устанавливают глухую гайку 12 и резиновое кольцо 3, поскольку они расположены в масляной
полости крышки цилиндра.
Рис. 39 – Втулка цилиндра
1 – шпилька крепления втулки; 2 – втулка для перетока воды в
крышку; 3 – утолщенный бурт гильзы; 4 – рубашка; 5 – уплотнительные кольца; 6 –
гильза.
Коррозионно-кавитационная стойкость втулки и рубашки в значительной степени зависит от качества применяемой воды
и присадки к воде.
Рис. 40 – Втулка со снятой
рубашкой
1 – втулка для перетока воды в крышку; 2 – шпилька; 3 –
утолщенный бурт; 4 – внутренняя поверхность втулки; 5 – признаки кавитационной
коррозии.
Ремонт
К основным неисправностям втулок относятся: задиры внутренней рабочей
поверхности; пробой газов по медному уплотнительному кольцу между втулкой цилиндра
и крышкой; возникновение трещин в верхнем бурте втулки от резьбовых отверстий
под шпильки или водоперепускных отверстий; течь охлаждающей воды через
поврежденные рубашки в посадочных местах.
После разборки цилиндрового комплекта втулки цилиндров очищают от нагара
мелким наждачным бруском и промывают дизельным топливом.
Обмеряют по внутреннему диаметру и наружным опорным поясам. При
несоответствии размеров - втулки заменяют.
В случае замены поршня или шатуна
проверяют, нет ли уступа от износа в районе остановки первого компрессионного
кольца. Уступ более 0,1 мм
или риски шириной более 1,0 мм
или глубиной более 0,2 мм
зачищают мелким наждачным или алмазным камнем.
Рис. 41 - Обмер втулки цилиндра
Во всех случаях, когда рубашка спрессована со втулки, наружную
поверхность втулки и внутреннюю поверхность рубашки очищают от отложений и
промывают дизельным топливом.
Рис. 42 - Установка
приспособления для спрессовки рубашки.
Рис. 43 - Спрессовка
рубашки.
Не допускается для дальнейшей работы втулка,
имеющая на рабочей поверхности задиры или глубокие риски по всей длине хода
поршня. |