ВОЗДУШНАЯ ЗАХЛОПКА
Воздушная захлопка
перекрывает путь наддувочному воздуху из турбокомпрессора к цилиндрам дизеля
при поступлении на механизм воздушной захлопки импульса давления масла в
результате срабатывания предельного выключателя.
Механизм воздушной захлопки смонтирован на улитке турбокомпрессора и
состоит из следующих основных узлов (рис.72): рукоятки 36, сервомотора 34,
поршня 44 со штоком 50, крышки 49 с захлопкой 54 и
проставка 4.
Рис. 72 – Воздушная захлопка
1 – сухарь; 2, 14, 41, 47, 55 – пружины; 3, 11, 19, 21 –
кольца; 4 – проставок; 5, 20, 35, 39, 42, 52 – оси; 6 – серьга; 7 – серповидный
рычаг; 8 – пробка; 9 – дроссель; 10 – втулка; 12 – диафрагма; 13 – угольник; 15
– стопор; 16 – шайба; 17 – гайка; 18, 24 – штифты; 22 – мембраны; 23, 25, 50 –
штоки; 26 – кнопка; 27 – шток; 28 – шплинт; 29 – накладка; 30, 49 – крышки; 31
– плита; 32 – стойка; 33 – проволока; 34 – корпус сервомотора; 36 – рукоятка;
37 – защелка; 38, 48 – прокладки; 40 – ролик; 43 – проушина; 44 – поршень; 45 –
проставочная втулка; 46 – корпус; 51 – вилка; 53 – сопло; 54 – заслонка; Ж –
поверхность; И, М – полости; Н – размер; П, Р – упоры; С – отверстие.
Работа захлопки происходит следующим образом (рис.73): масло
из патрубка 4, куда оно постоянно
поступает от фильтра масла грубой очистки, по трубе 6 подводится к дросселю 11,
проходит через него и заполняет мембранную полость сервомотора 14, вытесняя воздух.
Далее по трубе 16 через
угольник 19 и отверстие Г стакана 20 масло подается в полость Е
предельного выключателя, откуда сливается в привод распределительного вала.
Рис. 73 – Схема работы
воздушной захлопки
1 – кольцо; 2 – проставок; 3, 12, 21 – пружины; 4 – патрубок;
5 – серповидный рычаг; 6, 16, 26, 28, 31 – трубы; 7 – серьга; 8 – кнопка; 9 –
поршень; 10 – защелка; 11 – дроссель; 13 – шток; 14 – сервомотор; 15 –
заслонка; 17 – улитка компрессора; 18, 19 – угольники; 20 – стакан; 22, 25 –
корпуса; 23 – рычаг; 24 – груз; 27 – аккумулятор; 29 – штуцер для измерения
давления масла; 30 – редукционный
клапан; А, Е – полости; Б – торец; В, Г – отверстия; Д – канавка.
Одновременно с поступлением в трубу 6
масло подается в трубу 31, проходит
через редукционный клапан 30,
заполняет аккумулятор 27 и попадает в
канавку Д предельного выключателя,
разобщенную с отверстием Г.
При превышении максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала
дизеля груз 24 под действием
центробежной силы воздействует на рычаг 23
и выводит его из зацепления со стаканом 20.
Стакан под действием пружины 21
перемещается вверх, передвигает рейки топливных насосов на нулевую подачу
топлива и соединяет канавку Д с
отверстием Г, тем самым сообщая
аккумулятор с полостью А сервомотора
воздушной захлопки. Одновременно
перекрывается слив масла из отверстия Г
в полость Е.
Из–за наличия сжатого воздуха в аккумуляторе происходит резкое
возрастание давления в правой ветви трубопровода, что приводит сильному
воздействию масла на мембранный пакет, гайка которого нажимает на защелку,
освобождая поршень 9.
Под действием пружины 12
поршень резко перемещается вверх, связанный с ним шток 13 поднимается до упора в торец Б
и через вилку, серьгу и серповидный рычаг воздействует на захлопку, опуская ее
на проставок. Таким образом происходит перекрытие прохода нагнетаемого
турбокомпрессором наддувочного воздуха из улитки к цилиндрам дизеля. Через
открывшееся отверстие В воздух
выходит из улитки турбокомпрессора наружу.
От одновременного прекращения подачи в цилиндры топлива и воздуха дизель снижает частоту вращения вала и
останавливается. Исключен «разнос» дизеля при переходе от работы на топливе к
работе на масле. |