Всем удачного дня!


Главная | | Мой профиль | ВЫХОД ВХОД Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Реклама
Статистика
Яндекс.Метрика
Форма входа
Категории раздела
Справка [33]
Механическое оборудование [8]
Системы тепловоза [9]
Устройство и ремонт дизеля [23]
Электрические машины [10]
Электрические апараты [10]
Электрические схемы [16]
Ремонт узлов [12]
Облако тегов
Главная » Статьи » Устройство и ремонт дизеля

Шатунный механизм тепловоза

     Шатун передаёт усилие от поршня на кривошип коленчатого вала  и вместе с ним преобразует возвратно – поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Шатунный механизм (рис.35) состоит из главного 1 и прицепного 11 шатунов. Для повышения усталостной прочности поверхности шатунов и крышки подвергаются дробенаклёпу.

     Шатуны соединены между собой пальцем 12, который  устанавливается во втулке 13, запрессованной в проушине главного шатуна. Прицепной шатун крепится к пальцу 12 двумя болтами 10, которые стопорятся шайбами.

     В верхние головки обоих шатунов запрессованы стальные втулки 7, залитые свинцовистой бронзой. Для подачи масла к поршневому пальцу в средней части каждой втулки имеется канал с двумя отверстиями. Нижняя головка главного шатуна имеет съемную крышку 15, которая крепится к стержню четырьмя болтами 14.

Рис. 35 – Шатунно-поршневая группа

1 – главный шатун; 2 – поршень; 3 – пружина; 4 – стакан; 5 – маслосъемное

кольцо с экспандером; 6 – тронк; 7 – втулка верхней головки шатуна; 8 – палец; 9 – стопорное кольцо; 10 – болт прицепного шатуна; 11 – прицепной шатун; 12 – палец прицепного шатуна; 13 – втулка-подшипник; 14 – шатунные болты; 15 – крышка; 16 – вкладыши; а, в, г, д, е – каналы, б – полость охлаждения, ж – отверстие под штифт; з – зубчатый стык.

     Стык нижней головки и крышки 15 имеет зубцы треугольной формы, препятствующие поперечному смещению крышки. В нижнюю головку главного шатуна установлены верхний и нижний 16 стальные тонкостенные вкладыши, залитые свинцовистой бронзой. На свинцовистую бронзу нанесено гальваническое покрытие из сплава олова, свинца и меди.

     Вкладыши устанавливаются с натягом, положение каждого из них фиксируется штифтами. Значение натяга вкладыша, измеренного в специальном приспособлении, выбито цифрами на торце вкладыша. Верхний и нижний вкладыши не взаимозаменяемы. В нижнем вкладыше, в отличие от верхнего, имеется канавка с отверстиями для  перетока  масла.

     Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим из коренных подшипников через каналы коленчатого вала.

 

 

Рис. 36 – Шатунный механизм

1 – главный шатун; 10 – болт прицепного шатуна; 11 – прицепной шатун; 12 – палец прицепного шатуна.

 

     По отверстиям в нижнем вкладыше и по каналу д в крышке 15 масло перетекает в канал нижней головки шатуна и по втулке, уплотненной кольцом, в канал стержня главного шатуна. Далее часть масла поступает в продольный канал в стержне главного шатуна к втулке 7. Другая часть масла идет к втулке 13 и через канал  е  в пальце 12 по продольному каналу г  в стержне прицепного шатуна 11 к втулке 7. Из втулки 7 через отверстия в верхних головках шатунов масло поступает на охлаждение поршней.

     Вкладыши имеют толщину 5,9 мм, диаметр расточки нижней головки под подшипники 202 мм. У дизель-генераторов 1А-9ДГ исп.1 вкладыши имеют толщину 4,9 мм, а диаметр расточки нижней головки 210 мм. Изменение толщины вкладыша и диаметра расточки и увеличение площади зубчатого стыка позволили повысить жесткость нижней головки шатуна у дизель-генераторов 1А-9ДГ исп.2.

 

Ремонт

     Характерными неисправностями шатунного механизма являются: износ втулок верхних головок шатунов; трещины в шатунах; износ внутренних поверхностей головок шатунов; обрыв шатунных болтов; износ и повреждение резьбы болтов и гаек; вытягивание ниток резьбы.

     После разборки шатунов тщательно осматривают и проверяют магнитным дефектоскопом шатунные болты, поперечные риски на стержне и галтелях, трещины, повреждения резьбы не допускаются. При обнаружении трещин в главном шатуне его меняют вместе с крышкой. После проверки магнитным дефектоскопом проводят размагничивание деталей, подвергшихся проверке.

     При ослаблении посадки втулки верхней головки шатуна или втулки под прицепной палец, втулки меняют. При замене втулок их запрессовывают с натягом за счет разности температур (охлаждая втулки в жидком азоте и нагревая шатун, но не выше чем до 150ºС). При отсутствии азота допускается производить запрессовку втулок с помощью специального пресса.

     Обмерами проверяют зазор между втулкой верхней головки шатуна и поршневым пальцем, втулкой в проушинах и пальцем прицепного шатуна. При увеличении зазоров выше допустимых дефектные детали заменяют.

     В случае износа пальца – меняют втулку и палец. Пятна контактной коррозии на опорной поверхности нижней головки прицепного шатуна зачищают.

     При наличии более двух рисок шириной более 1 мм, глубиной более 0,3 мм, прижогов, очагов разрушения бронзы или износа гальванического покрытия до бронзы на рабочей поверхности вкладыши заменяют.

     Проверяют размер по стыку в свободном состоянии и натяг вкладышей при приложении равномерно распределенной нагрузки, равной 5900±100  Кгс. При несоответствии размеров, вкладыши меняют.

Категория: Устройство и ремонт дизеля | Добавил: Admin (07.04.2013)
Просмотров: 5468 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Хостинг от uCoz