Поршень воспринимает давление газов, образующихся при сгорании топлива в
цилиндре, и через шатун передаёт усилие на кривошип коленчатого вала.
Рис. 37 – Поршень
1 – компрессионные кольца; 2 – головка поршня; 3 – стопорное
кольцо; 4 – палец; 5 – тронк;
6 – канавки для установки маслосъемных колец; 7 –
уплотнительное кольцо; 8 – шпильки
9 – маслосъемные кольца; 10 – экспандер;
11 – пружина; 12 – стакан; А – полость охлаждения; Б –
отверстие для перетока масла; В – канал для слива масла из полости охлаждения.
Поршень дизеля 1А-5Д49-2 (рис.37) составной, состоит из стальной головки
2 и алюминиевого тронка 5, скрепленных через уплотнительное кольцо 7 четырьмя шпильками 8 с гайками. Составная конструкция
поршня позволяет применить для головки поршня сталь с необходимыми жаропрочными
свойствами, а для тронка –
антифрикционный алюминиевый сплав и за счет последнего снизить массу поршня.
В отверстия бобышек тронка установлен поршневой палец 4 плавающего типа. Осевое перемещение
пальца ограничивается стопорными кольцами 3.
На
головке поршня установлены три компрессионных кольца 1 с односторонней трапецией и одно, нижнее, компрессионное
прямоугольное (минутное) кольцо. На тронке установлены два маслосъёмных кольца 9.
Верхнее
кольцо 9 снабжено пружинным
расширителем (экспандером) 10.
Верхние три компрессионных кольца изготовлены из легированного высокопрочного
чугуна и имеют хромированную рабочую
поверхность.
Головка поршня охлаждается маслом. Из верхней головки шатуна масло
поступает в плотно прижатый к ней пружиной 11
стакан 12 и далее по отверстиям Б - в полость охлаждения А. Из полости охлаждения масло по
каналам В стекает в картер дизеля. На
режиме номинальной мощности температура головки над верхним компрессионным
кольцом не превышает 170ºС. Рабочая поверхность тронка покрыта слоем дисульфида
молибдена (антифрикционное приработочное покрытие).
Усовершенствованные поршни, применённые на дизель-генераторах 1А-9ДГ
исп.2, позволили на 40% уменьшить пропуск газов в картер, снизить
загрязняемость масла и повысить срок его службы.
Поршни дизель-генераторов 1А-9ДГ
исп.1 отличаются от поршней дизель-генераторов 1А-9ДГ исп.2 следующими
основными особенностями: все три компрессионных кольца имеют трапециевидное
сечение; два маслосъёмных кольца – размещены выше оси поршневого пальца;
верхнее кольцо односкребковое, второе кольцо - двухсребковое (с экспандером).
Ремонт
Характерными неисправностями
поршня являются; термические трещины, прогары головок; ослабление или обрыв
шпилек крепления головки поршня к тронковой части; износ ручьев под
компрессионные кольца; ослабление посадки втулок под поршневой палец; излом;
пригорание и износ поршневых колец.
При ремонте поршня удаляют нагар с головки поршня и поршневых колец.
Промывают все детали поршня дизельным топливом и протирают их.
Осматривают все детали и убеждаются в отсутствии повреждений. Детали,
имеющие трещины, сколы, задиры рабочей поверхности, а также браковочные размеры
– заменяют. В случае указанных дефектов на головке
или тронке поршня, его заменяют на
новый.
При ослаблении или разрушении сливных трубок подбирают новые по натягу
0,01 – 0,032 мм
и устанавливают на клее ГЭН-150.
Острые кромки поршня и небольшие натиры на рабочей поверхности тронка
зачищают в направлении, перпендикулярном оси тронка.
При наличии скола хрома на компрессионных кольцах или задира на
поверхности колец – кольца заменяют новыми.
Проверяют толщину хрома у стыков компрессионных колец; при толщине хрома
менее 0,07 мм,
кольца заменяют новыми, допускается оценку износа хрома компрессионных колец
производить проверкой зазора в замке, при величине зазора в замке более 2,2 мм кольцо заменяют.
При износе покрытия ВАП-2 более 50–60% площади любой из двух рабочих
сторон с полной сработкой микрошероховатости от дробеструйной обработки,
покрытие восстанавливают.
При увеличении зазора в замке в рабочем состоянии до 1,8 мм у первого кольца
разрешается переставить первое кольцо в третий ручей поршня, а третье кольцо в
первый ручей поршня.
Проверяют торцевые зазоры между поршневыми кольцами и канавками поршней. |