ЛОТОК
Лоток с распределительным механизмом (рис.51) служит для размещения
кулачкового вала и топливных насосов высокого давления. Он установлен на блоке
цилиндров и состоит из двух половин,
скрепленных болтами и шпильками.
Рис. 51 – Лоток
1 – рычаги толкателей привода клапанов; 2 – корпус лотка; 3 –
опорный подшипник; 4 – распределительный вал; 5 – вал привода реек топливных
насосов; 6 – рычаг; 7 – топливный насос; 8, 9 – кулачковые шайбы для управления
впускными и выпускными клапанами; 10 – зажимная гайка; 11 – кулачковая шайба
для приведения в действие топливных насосов; 12 – рычаг управления рейками
топливных насосов; 13 – зубчатая втулка; 14 – шестерня; 15 – шлицевый вал; 16 –
упорные кольца; 17 – ось рычага толкателей; 18 – ролики; 19 – опорные втулки; а
– канал для масла.
С торцов лоток закрыт: с одной стороны – фланцем, а с другой – крышкой,
уплотненной резиновыми кольцами. В крышке установлен редукционный клапан, к
которому через штуцер подведена труба из масляной системы дизеля. Клапан отрегулирован
на давление 0,25+0,03 МПа.
Масло, поступившее в полость редукционного клапана, попадает в
центральный канал а, проходящий вдоль
всего лотка. Масло, просочившееся через клапан, стекает в лоток. От этого
канала масло поступает по каналам в корпусе лотка на смазывание подшипников
распределительного вала и его привода, толкателей топливных насосов,
вентилятора охлаждения тягового генератора, а также рычагов толкателей привода
клапанов. Для смазывания клапанного механизма масло поступает по штанге
толкателей.
Рис. 52 – Фрагмент лотка
1 – рычаги толкателей привода клапанов; 2 – корпус лотка; 4 –
распределительный вал; 8 – кулачковые шайбы; 10 – зажимная гайка.
Привод клапанного механизма от кулачкового распределительного вала
осуществляется посредством рычагов и штанг толкателей. Рычаги толкателей
качаются на осях 17, закрепленных в
кронштейнах лотка. Для уменьшения износа оси рычагов цементированы, а внутри
рычагов установлены бронзовые втулки. В проушинах головок рычагов размещены
оси, на которых на втулках плавающего типа (установленных с зазором с обеих
сторон) вращаются ролики 18.
Рабочая поверхность роликов выполнена бочкообразной, цементирована и
закалена. Головки рычагов имеют гнезда, служащие пятами для установки штанг
толкателей, верхние концы которых упираются в гнезда толкателей соответствующих
рычагов клапанов.
При вращении распределительного вала кулачковые шайбы, нажимая на ролики
рычагов, передают усилия через штанги рычагам клапанов, открывая
соответствующие клапаны. Конструкция штанги позволяет изменять ее длину и таким
образом регулировать тепловые зазоры в рычажном механизме.
Ремонт
После разборки лотка промывают все детали и распределительный вал
дизельным топливом, обдувают сжатым
воздухом и осматривают.
В случае обнаружения:
1. На впускных, выпускных,
топливных кулаках, втулках и роликах – задиров и выкрашивания детали заменяют
новыми;
2. Задира рабочей поверхности
подшипников распределительного вала –подшипники с поврежденной поверхностью
заменяют новыми;
Замену впускных, выпускных, топливных кулаков, опорных
втулок и подшипников производят только комплектно!
3. Рисок или задира на осях
рычагов и роликах, оси шлифуют, после
чего проверяют зазор на масло;
4. Задира головки штанг или
биения стержня штанги более 0,5
м – штанги заменяют;
5. Срыва резьбы у болтов или
гаек крепления осей рычагов – болты или гайки заменяют.
Проверяют легкость хода клапана и прилегание конусной поверхности
шпинделя по конусной поверхности крышки. Клапан должен опускаться под действием
собственного веса, поясок прилегания конусной поверхности клапана и крышки
должен быть непрерывным.
При повышении этих требований клапан притирают, затем промывают в
дизельном топливе.
Проверяют зазоры между сопрягаемыми поверхностями фиксатора и втулки,
установленной в упорном подшипнике.
В случае, если зазор будет выше допустимого, изготовить новую втулку. |