Рис. 31 - Нерабочий
вкладыш:
1 – карман; 2 – отверстие; 3 – отверстие под штифт; 4 – кольцевая канавка
Рис. 32 - Рабочий вкладыш:
1 – карман.
.
Прилегание вкладышей к постели всей поверхностью обеспечивается постановкой их с гарантированным натягом.
Значение натяга в миллиметрах, измеренного в специальном приспособлении,
указано на боковой поверхности вкладыша. Положение верхнего и нижнего вкладышей
фиксируется штифтом, запрессованным в подвеску (для предотвращения их проворота
и осевого смещения).
Упорный подшипник состоит из стальных полуколец 4, прикрепленных винтами к девятой стойке и подвеске блока. Опорная
поверхность полуколец покрыта слоем бронзы.
Надёжная работа вкладышей в
значительной мере зависит от их определяющих геометрических параметров: натяга,
диаметра в свободном состоянии, прямолинейности образующей наружной
поверхности.
Натяг определяет плотность посадки вкладыша в постели и, следовательно,
способность его удерживаться от проворота и отводить тепло от подшипника в
постель.
Если диаметр вкладыша в свободном состоянии больше положенного, это
может вызвать повышение напряжений во вкладыше. Если же он меньше диаметра
постели, это приводит к неплотному прилеганию вкладыша в постели у стыков, что
затрудняет образование масляного клина.
Прямолинейность образующей наружной поверхности вкладыша имеет большое
значение для обеспечения плотности прилегания вкладыша к постели. Неблагоприятное
влияние на работу вкладыша оказывает «корсетная» форма образующей – вогнутость
образующей в сторону бронзы, при этом уменьшается контактное давление в средней
части вкладыша на постель и тем самым ухудшается отвод тепла от вкладыша в
постель. Такой дефект обычно вызывает задир подшипника.
Работоспособность коленчатого вала и коренных подшипников в значительной
мере зависит от стабильности «линии
вала» в процессе эксплуатации дизеля, т.е. способности блока цилиндров
сохранять исходную соосность постелей коренных опор. Стабильность определяется
качеством изготовления зубчатого стыка и силой затяжки болтов поверхности. В
начальный период эксплуатации дизеля происходит естественный процесс взаимного
обмятия контактирующих поверхностей подвески, болта, гайки, шайбы, стойки блока
и, следовательно, некоторая потеря силы затяжки болтов.
Ремонт
Основные неисправности коренных подшипников: выкрашивание свинцовистой
бронзы, кавитационные повреждения и износ рабочего слоя подшипника или его
задир, ослабление натяга вкладышей, трещины в корпусе подшипника.
На текущих ремонтах ТР-2 производят внешний осмотр подшипников с
измерением щупом зазоров на масло.
На текущих ремонтах ТР-3 подшипники разбирают для осмотра и измерений
без выемки вала (через одну опору).
После разборки коренного подшипника:
1. Осматривают поверхности
вкладышей, стойки блока и подвески. Имеющиеся на поверхности пятна контактной
коррозии зачищают;
2. Осматривают рабочую
поверхность вкладышей. Допускаются к работе вкладыши, имеющие:
а) односторонний износ
приработочного покрытия произвольной площади и очертания без проявления бронзы;
б) равномерный износ до бронзы
не более 15% площади поверхности приработочного покрытия;
в) при одностороннем износе
покрытия до бронзы (независимо от площади) допустимая разница износа у торцов и
в средней части вкладыша не должна превышать 0,025 мм.
При наличии на рабочей поверхности
глубоких рисок или очагов
разрушения бронзы вкладыши заменяют;
3. Проверяют размер вкладышей по
стыку в свободном состоянии, который должен быть 235,5+2,5 мм;
4. Проверяют толщину вкладышей,
которая должна быть 7,32 мм;
5. Проверяют в приспособлении
натяг вкладышей при приложении нагрузки 4900±100 КГс
Рис. 33 - Проверка натяга Рис. 34 - Проверка натяга
(установка вкладыша). (приложение
нагрузки).
6. В случае проведения текущего
ремонта с выемкой коленчатого вала необходимо проверить расточки блока под
коренные подшипники при этом:
а)прохождение щупа 0,05 мм между фальшвалом и
расточками блока (по бугелям) в вертикальной плоскости не допускается;
б)прохождение щупа 0,03 мм между фальшвалом и
подвесками в вертикальной плоскости не допускается;
в)диаметр расточек блока под
коренные подшипники должен быть от
235+0,06 до 235–0,03 мм;
г)проверить крепление опорных
полуколец. При необходимости затянуть их и закрепить.