Форсунки (рис.65) предназначены для
впрыскивания топлива в цилиндры в мелкораспыленном виде с обеспечением равномерного его
распыливания по всему объему камеры сгорания.
Рис. 65 – Форсунки 1, 2 – штуцера; 3 – регулировочный штуцер; 4 – тарелка; 5, 8
– резиновые кольца; 6 – пружина; 7 – корпус; 9 – толкатель; 10 – колпак; 11 –
корпус иглы; 12 – распылитель; 13 – игла; 14 – щелевой фильтр; а, б – каналы.
Принципиально
форсунки всех дизелей устроены одинаково, а различаются главным образом
конструкцией распылителя, размерами проходных сечений в них, количеством и
размерами сопловых отверстий и габаритными размерами.
В
стальном корпусе 7 форсунки размещены
сопловой наконечник распылителя 12 с
отверстиями малого диаметра, корпус 11
иглы (корпус распылителя) и игла 13.
Игла и корпус представляют собой прецизионную пару, сопряжение которой по
цилиндрической направляющей и конической запорной поверхностям выполнено с
высокой степенью точности.
Угол конуса иглы 13 на 1-2º
больше угла конуса корпуса, что обеспечивает небольшую ширину контактного пояса
и хорошее уплотнение. Игла 13 прижата
к посадочному гнезду пружиной 6 через
толкатель 9. Затяжка пружины
осуществляется регулировочным винтом.
Затяжкой пружины устанавливается давление топлива, соответствующее
моменту начала подъема иглы, 32+0,5 МПа (320+5кГс/см²). Топливо подводится от
топливного насоса к штуцеру корпуса форсунки и через него поступает к щелевому
фильтру 14, представляющему собой стержень, на наружной поверхности которого
профрезерованы канавки, поочередно не доходящие до одного из торцов.
Топливо из одной канавки в соседнюю может попасть только через зазор
между стержнем фильтра и отверстием, в которое он установлен. Этот зазор для
форсунок устанавливается от 0,02 до 0,1 мм. Пройдя фильтр, топливо по каналу А поступает в полость корпуса
распылителя к игле. Начальное усилие подъема иглы пропорционально площади
кольцевого пояска на игле.
При отрыве иглы топливо действует уже на всю площадь иглы и усилие на
нее резко возрастает, приводя к стремительному подъему иглы. Поступив в канал
соплового наконечника, топливо через его отверстия впрыскивается в цилиндр.
После впрыскивания давление топлива резко падает и игла садится на седло под действием
пружины.
Максимальный подъем иглы ограничивается упором, обеспечивающим ход иглы
0,55–0,65 мм.
Топливо, просочившееся через зазоры деталей форсунки, отводится через
штуцер 2 регулировочного винта.
Детали форсунки уплотнены медными прокладками или резиновыми кольцами.
Чтобы не допустить накопления топлива под давлением и прорыва резинового
кольца 8 уплотнения деталей форсунки
дизеля при возможных нарушениях плоскости стыковых соединений деталей, в нижней
части корпуса выполнен наклонный канал, через который топливо отводится в
систему слива.
Форсунки дизелей Д49 устанавливают в специальные расточки крышек
цилиндров под углом 30º к оси цилиндра, что позволяет расположить внешнюю часть
форсунки вне закрытия крышек цилиндров и снимать форсунки, не разбирая крышек.
Уплотнение форсунки в крышке обеспечивается конусным соединением в
нижней части и резиновым уплотнительным
кольцом 5 в верхней части. Ремонт
Основными неисправностями форсунок, ухудшающими процесс сгорания топлива,
являются: подтекание и плохое качество распыливания топлива; увеличенный слив
топлива из-за большого зазора между корпусом распылителя и иглы; прогар или
загорание соплового наконечника; обрыв или трещины в трубке высокого давления;
трещины в корпусе форсунки; разрегулирование давления впрыска; излом пружины.
После разборки форсунки все детали очищают от нагароотложений. Корпус
распылителя, иглу и сопловой наконечник распылителя промывают в бензине, а
затем в дизельном топливе. Остальные детали промывают в дизельном топливе и
обдувают воздухом.
Осматривают и устраняют дефекты.
Прочищают отверстия в сопловом наконечнике.
Рис. 66 – Прочистка отверстия
в сопловом наконечнике Торцевые поверхности корпуса распылителя,
корпуса форсунки и соплового наконечника при необходимости притирают на плите с
помощью доводочных паст. Притертые поверхности должны иметь шероховатость не
менее 12 класса чистоты и неплоскость не более 0,0009 мм. В случае подтекания топлива при прокачке
форсунки, а также повреждения или увеличения ширины уплотнительного пояска
запирающего конуса иглы и корпуса распылителя, производят подбивку их при
закреплении иглы в бабке стакана со скоростью вращения шпинделя 400 -800
об/мин.
Рис. 67 – Подбивка
запирающего конуса иглы и корпуса распылителя
В случае выработки на торце тарелки и
штанги от контакта с пружиной, глубиной до 0,1 мм производят шлифовку
или полировку торцов деталей. Пружину притирают. Проверяют пропускную
способность соплового наконечника, которая должна быть не более 665гр. За 30
сек. При давлении 4 Кгс/см². Рис. 68 –
Опрессовка форсунки Рис. 69 –
Проверка распыла топлива |