Ремонт водяных насосов
Водяные
насосы снимают с дизеля при текущем ремонте
ТР-3 после слива воды из системы охлаждения для проверки надежности посадки крыльчатки на валу и
состояния сальникового уплотнения.
Перед снятием насоса с помощью свинцовой проволоки измеряют боковой
зазор между зубьями зубчатых колес привода и
насоса, затем отсоединяют трубопроводы всасывающий и нагнетательный, отворачивают гайки крепления и
снимают насос с дизеля. Разбирают
насос с использованием специального съемника
в определенной последовательности: отсоединяют, всасывающую головку,
отворачивают гайку и спрессовывают с вала крыльчатку
и зубчатое колесо, отворачивают гайки и болтами отжимают корпус насоса от его станины, выпрессовывают вал из станины. В корпусе насоса разбирают сальниковое
уплотнение, из станины извлекают
шарикоподшипники. После мойки и очистки детали водяного насоса осматривают.
Трещины в корпусе насоса и станине заваривают электродуговым
способом и зачищают. Номинальный радиальный зазор между крыльчаткой и
всасывающей головкой и корпусом должен быть в пределах 0,34—0,50 мм. При зазоре менее 0,3 мм наружную цилиндрическую поверхность крыльчатки
обтачивают на станке, а при зазоре более 0,75 мм его восстанавливают
наплавкой цилиндрических поверхностей
крыльчатки, всасывающей головки и корпуса
насоса с последующей механической обработкой. После наплавки и обработки вал в сборе с крыльчаткой,
зубчатым колесом, шпонками, гайками
и.стопорными шайбами подвергают статической
балансировке; допускаемый небаланс должен быть не более 5∙103Н∙м. Небаланс уменьшают
снятием металла с торца крыльчатки
или с торца приводного зубчатого колеса.
Нормальная
работа насоса может нарушаться при ослаблении крыльчатки на валу и
течи через сальниковое уплотнение. Ослабление посадки крыльчатки на валу происходит, как правило,
из-за дефектов, допущенных ранее при сборке
насоса (слабая посадка, выработка
шпоночного соединения, отсутствие упора гаек в ступицы крыльчатки или зубчатого колеса), а также
из-за нарушения балансировки.
Значительное протекание воды через уплотнение сальника происходит потому, что сальниковые
кольца не имеют плотного прилегания к
поверхности сальниковой втулки. Причиной этого может быть несовпадение осей расточки корпуса под сальник и гнезда под шариковый подшипник в станине, а также
чрезмерное биение хвостовика вала со стороны крыльчатки. В таких случаях
сальниковые кольца имеют одностороннее
прижатие к валу, что не обеспечивает надлежащей плотности сальника и
вызывает одностороннюю выработку втулки и
сальниковых колец.
Для устранения
этого дефекта после магнитной дефектоскопии проверяют биение вала по
поверхности сальниковой втулки и в местах посадки шарикоподшипников и
крыльчатки. Выработку на валу в местах посадки подшипников и сальниковой втулки
устраняют
хромированием или осталиванием с последующей шлифовкой. В случаях когда
биение шеек вала, проверенное индикатором, превышает 0,05 мм, вал правят с предварительным подогревом газовой горелкой. Односторонний износ
сальниковой втулки или ее равномерную выработку глубиной более 0,1 мм устраняют хромированием с последующим шлифованием.
Допускается уменьшение диаметра втулки от чертежного размера до 3 мм. Выработку по наружной поверхности отражательной втулки
восстанавливают хромированием.
Соосность отверстий под шарикоподшипник и сальник проверяют технологическим
валом после соединения станины и корпуса. Если несоосность превышает 0,05 мм, то отверстие
корпуса под сальник проверяют на станке,
после чего намечают риской взаимное положение станины и корпуса. Дефектные
шарикоподшипники заменяют.
Нормальный зазор в сопряжении подшипников
с корпусом и станиной восстанавливают нанесением клея ГЭН-150(В) на наружное кольцо. Зубчатое колесо
водяного насоса при наличии излома и
трещин на зубьях или в теле колеса, отколов, расположенных от торца зуба
на расстоянии более 6 мм,
и предельном износе зубьев заменяют. В
распорной втулке проверяют и при
необходимости восстанавливают параллельность ее торцовых поверхностей.
При сборке насоса вначале в станину монтируют шарикоподшипники и
распорную втулку. Стопорную планку внутренних подшипников слегка
поджимают болтами. На вал надевают отражательную втулку с
уплотнительным кольцом и вал запрессовывают в шарикоподшипники,
после чего затягивают стопорную планку. На вал напрессовывают
зубчатое колесо и затягивают гайку, при этом шайба гайки должна упираться в
ступицу зубчатого колеса, но не в выступ вала.
Проверяют легкость вращения вала в подшипниках, индикаторным приспособлением измеряют
осевой разбег вала (до 0,03
мм) и биение поверхности сальниковой втулки (не более 0,05 мм). Устанавливают по рискам станину и корпус насоса и
соединяют их шпильками, нагревают крыльчатку до температуры 160—180 °С, напрессовывают на хвостовик вала и закрепляют
глухой гайкой со стопорной шайбой.
До монтажа всасывающей головки проверяют биение крыльчатки по
наружному диаметру, которое должно быть не более 0,1
мм. Устанавливают и закрепляют на корпусе всасывающую головку. В расточку корпуса насоса закладывают
новые сальниковые кольца и помещают
нажимную втулку.
Насос в сборе до установки на дизель при капитальных ремонтах
обкатывают на стенде. Во время испытания насоса при температуре воды 60—70 °С проверяют
правильность монтажа, работу подшипников,
плотность сальникового уплотнения и подачу.
Собранный насос после обкатки на стенде помещают на плиту насосов на
старых прокладках. В случаях замены станины или корпуса вначале
проверяют и прокладками под фланец насоса устраняют ступенчатость приводных
зубчатых колес. Боковой зазор между зубьями колес регулируют
перемещением опорной плиты насосов на шпильках
или подбором
зубчатого колеса водяного насоса. Положение насоса на
дизеле
фиксируют штифтами.
Монтаж и демонтаж водяных и масляных насосов
с дизеля производят
с помощью
подъемных механизмов. |