Ремонт холодильников.
Секции
холодильника. Неисправностями секций холодильника являются течь
по трубкам при обрыве и нарушении пайки, загрязнение наружной и внутренней
поверхностей секций. Течь трубок по месту пайки в коробку возникает при
неправильном креплении секций, колебании давлений и температуры воды и масла и
размораживании секций зимой, при резком открывании жалюзи. Снаружи секции
покрываются пылью и грязью, внутри масляных секций отлагаются механические
частицы, нагар и продукты
окисления масла, на водяных секциях — накипь. Загрязнение секций ухудшает теплопередачу от трубок воздуху,
что приводит к перегреву воды и
масла. Загрязнение секций обнаруживают наощупь
по разности температур вверху и внизу по сравнению с температурой соседних секций.
Секции снимают с тепловоза при текущем ремонте ТР-3. Масляные
секции снимают, если они не обеспечивают нормальной температуры масла. В
некоторых депо их продувают паром, а затем промывают раствором от
стационарной установки без снятия с тепловоза (30
кг омыленного петролатума и 25 кг каустической соды на 1 м3 воды), после
чего промывают горячей (80—95 °С) водой. При техническом обслуживании ТО-3 и
текущем ремонте ТР-1 в секциях проверяют,
нет ли течи воды и масла в
соединениях, летом через одно техническое обслуживание ТО-3 секции продувают сжатым воздухом через открытые
жалюзи.
Для снятия секций с тепловоза вначале удаляют жалюзи и отворачивают
гайки крепления секций. Снимают и устанавливают секции и жалюзи на передвижных площадках
высотой 1,6—1,7 м, оборудованных барьерами и
лестницами.
В отделение
для ремонта секции транспортируют краном или на тележках в
контейнерах из арматурного железа, оберегая при этом от ударов и
повреждений. Секции предварительно промывают на стенде, проверяют на
протекание воды и испытывают герметичность трубок. Внутреннюю поверхность
трубок моют также на
стенде щелочным раствором (кальцинированная сода 3—5%, жидкое стекло 1% и
хозяйственное мыло 1%) при циркуляции его через секции в двух направлениях по
30 мин в каждом и последующим пропуском горячей воды в течение 15 мин.
Температура раствора и воды должны быть 80—90 °С. Раствор в баке подогревается
теплообменником, а вода — паром через
отверстия барбатера. На стенде одновременно промывают шесть секций.
Для очистки от отложений шлама в трубной коробке применяется способ
гидроудара. Масляные секции с турбулизаторами продувают паром и очищают в ванне
раствором (30 кг
омыленного петролатума и 25 кг
каустической соды на 1 м3
воды) при температуре 90 °С, после чего через секцию пропускают горячую воду с
температурой 80—95 °С. Секции снаружи моют горячей водой с температурой 80—95 °С
под давлением (1,5-^2,0)10 Па через душевую
систему при закрытых дверях камеры и включенном вентиляторе отсоса пара.
Загрязненные водяные секции очищают от накипи заливкой в них 50%-ного раствора
технической соляной кислоты на 15—20 мин и
промывкой 2%-ным раствором кальцинированной соды и горячей водой, а
затем на стенде — раствором и горячей водой. Перед снятием секций после промывки их продувают воздухом для охлаждения и удаления остатков горячей воды.
Чистоту внутренних поверхностей трубок проверяют по времени протекания 57,6 л воды из напорного
бака через испытываемую секцию на стенде (рис. 90). Это время должно быть: для
водяных секций длиной / 1356
мм — не более 65 с, для масляных секций — не более 30
с, для масляных секций с турбулизаторами — не более 75 с, для водяных секций
длиной / 686 мм
— не более 50 с.
При
креплении секции на стенде надо следить, чтобы отверстия коллектора не перекрывались прокладкой. Секции с большим временем протекания очищают повторно с
последующей проверкой на протекание.
Герметичность секций после очистки проверяют на стенде опрессовкой в
течение 5 мин водой давлением 3∙105
Па для водяных и 8∙105 Па для масляных секций, в том числе и с
турбулизаторами. Течи и потения по месту пайки трубок и коллекторов не допускаются.
Течь трубок в наружных рядах по месту заделки в усилительной доске
устраняют пайкой меднофосфористым припоем без снятия трубной
коробки. Течь трех и менее трубок устраняют сплошной наружной
опайкой припоем ПОС-40 места стыка трубок с усилительной доской
и трубной коробкой или окунанием предварительно очищенного и протравленного
конца секции в ванну с расплавленным припоем.
Отверстия
в коллекторе секции перед окунанием должны быть заглушены. В
секциях с течью трех и более трубок заменяют трубную коробку и
усилительную доску. С дефектного конца секции снимают коллектор, для чего
секцию кладут горизонтально и вертикальный шов, соединяющий коллектор
с трубной коробкой,
прогревают газовой горелкой сверху вниз до температуры плавления припоя
(900—1100 °С) так, чтобы расплавленный припой выдувался пламенем горелки. По мере выплавления припоя кромку трубной
коробки отгибают, коллектор снимают и очищают от остатков припоя. Стенки трубной коробки выправляют молотком, а ее кромки
зачищают напильником.
Для выявления
лопнувших трубок секцию устанавливают вертикально в приспособление, трубную коробку
уплотняют резиновыми прокладками, секцию
снизу глушат заглушкой, заливают водой до уровня трубок и внутри приспособления
создают давление воздуха до 1∙10 Па. Дефектные трубки определяют по
выходу пузырьков воздуха. Если трещины трубок запаять невозможно, разрешается запаять их с обоих концов
меднофосфористым припоем с предварительным снятием коллекторов. При ремонте в депо разрешается заглушать до восьми
трубок, при ремонте на заводах — не более пяти. Если обнаружена течь по месту пайки трубок к трубной коробке, разрешается
после предварительной зачистки дефектное место пропаять
меднофосфористым припоем. В секциях с
турбулизаторами лопнувшие трубки пайке
не подлежат, заглушать в таких секциях разрешается до четырех трубок.
Для
замены коробки с усилительной доской на станке отрезают трубки с трубной
коробкой на расстоянии 4—5 мм от усилительной доски.
Активная длина трубок секции после обрезки при ремонте в депо должна
быть не менее 1145 мм,
при ремонтах на заводе — не менее 1150, для турбулизаторных секций — не менее 474 мм. После обрезки с трубок снимают по пять-шесть охлаждающих
пластин, концы трубок расплавляют, очищают от грязи, припоя и слегка сжимают
плоскогубцами. В трубках с турбулизаторами после обрезки проверяют, чтобы
лепестки срезанных турбулизаторов не перекрывали
каналов для прохождения масла.
Новую трубную
коробку с более высокими бортами и усилительную доску после очистки опускают на 5—7 с в ванну с концентрированной серной кислотой, затем промывают в
холодной и горячей (60—70 °С) воде в течение 2—3 мин. Далее их соединяют медными заклепками и надевают на трубки секции
так, чтобы концы трубок выступали над решеткой коробки на 1,5-—3,5 мм. Потом концы трубок выправляют, протравливают их и
поверхность трубной коробки 50%-ным раствором серной кислоты, промывают
холодной и горячей (80—90 °С) водой. На очищенную' поверхность трубной коробки наносят техническую буру и расплавляют ее газовой горелкой, при этом не допускают
попадания буры в трубки. Пайку трубок
выполняют меднофосфористым припоем (90,75—92,35% меди, 6—8% фосфора,
0,75—1,25% серебра) ацетиленовой горелкой №2
или №3 так, чтобы припой не затекал в
трубки. После пайки концы трубок раздают оправкой так, чтобы щуп
сечением 0,8X15 мм для водяных и 2,5x13,0 мм для масляных секций проходил на
глубину не менее 30 мм,
для турбулизаторных — на 5 мм.
Качество пайки трубок проверяют на приспособлении. Дефектные места повторно
пропаивают. Затем секцию с коллекторами помещают в приспособление— кондуктор,
который обеспечивает правильное расположение коллектора, необходимую длину
секции между отверстиями под шпильки и
позволяет поворачивать секцию во время приварки коллектора припоем ПМЦ-54 или латунью Л-62. После
ремонта секцию опрессовывают водой и
испытывают на стенде на время протекания воды. На коллекторы секций,
отремонтированных по указанной
технологии, наносят клеймо (дату и пункт ремонта). Клеймо можно наносить белой краской на боковые щитки
секции.
Перед съемкой секций надо установить передвижные или переносные площадки высотой
1,6—1,7 м с барьерами и лестницами. Для
предотвращения падения боковых жалюзи их надо предварительно подвесить на кране. Для безопасности и
предупреждения ожогов рук перед
снятием секций со стенда необходимо внутреннюю
и наружную.их поверхности продувать сжатым воздухом для удаления из секций остатков горячей воды и понижения их температуры, для чего на стенде предусмотрены
специальные вентили. Стенд оборудован надежной вытяжной вентиляцией, обеспечивающей полное удаление паров,
образующихся при промывке секций.
Особую осторожность следует соблюдать при работе с каустической содой и соляной кислотой, так как попадание их на кожу может вызвать ожоги. Для предупреждения
раздражения кожного покрова рук
слесарям, занятым ремонтом и промывкой
секций холодильника, необходимо применять защитные пасты и мази. Необходимо также повседневно следить
за тем, чтобы люки баков, в которых
нагреваются моющий раствор и вода для
обмывки секций, всегда были плотно закрыты.
Установка для промывки водяных систем состоит из емкостей, двух
центробежных насосов, трубопроводов, пульта управления и переносных
шлангов для подключения установки к тепловозу. Очистка
производится путем циркуляции концентрированного горячего раствора (температура 65—70
°С) в замкнутом контуре раздельно по системе
секций холодильника, системе дизеля,
теплообменника и воздухоохладителей в направлении, обратном току охлаждающей воды дизеля. Состав
раствора для промывки: 50
кг лигносульфоновой кислоты, 16 кг серной кислоты на 100 л конденсата.
Процесс промывки водяной системы тепловоза осуществляется в такой
последовательности: после приготовления и нагревания раствора паром с
тепловоза сливают охлаждающую воду в специальный бак, собирают требуемую схему очищаемого
контура водяной системы, подсоединяют съемные напорный и сливной трубопроводы от установки к дизелю и приводят в
действие установку для циркуляции
раствора по водяной системе тепловоза.
После очистки системы раствором ее промывают водой со сливом воды в канализацию, а секции холодильника
очищают снаружи обдувкой паром от
пароразборной колонки.
Среднее
время на очистку водяной системы составляет 2,5 ч на одну секцию. Оборудование установки монтируется на подвижной платформе, что позволяет производить очистку
водяной системы в теплое время вне
цеха, без занятия ремонтного стойла.
Жалюзи. При осмотре жалюзи и их привода проверяют
состояние бронзовых втулок, войлочного уплотнения и прилегание створок. Дефектные втулки заменяют
металлокерамическими или капроновыми.
Изношенные или порванные войлочные уплотнения заменяют. Привод жалюзи должен обеспечивать свободное и равномерное открытие и плотное прилегание створок при
закрытии. В закрытых жалюзи между створкой
и войлоком допускаются щели до 1 мм и длиной для каждой створки не более 1/3
ее длины.
Коллекторы холодильников. Эти детали
холодильника снимают с тепловоза при обнаружении трещин и утечки воды и
масла. Снятые коллекторы очищают от грязи и осматривают, обращая внимание на
наличие трещин в сварных швах, выпучин стенок масляного коллектора.
Трещины по сварным швам вырубают и заваривают электродами. Стенки коллекторов с выпучинами
выправляют и усиливают накладками, которые
приваривают по контуру.
После ремонта коллектор опрессовывают водой давлением 8∙105 Па в течение 5
мин. Течь и потение не допускаются. |