ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ЭД-118А
Служит для преобразования
электрической энергии в механическую. На тепловозах 2ТЕ116 устанавливаются
двигатели типа ЭД-118А, которые в последнее время заменяются на двигатели
ЭД-125Б.
Рис. 1 – Тяговый электродвигатель ЭД-118А
1 – коллектор; 2 – щеткодержатель; 3 – остов; 4 – якорь; 5 –
главный полюс; 6 – подшипниковый щит; 7 – бандаж; 8 – крышка подшипника; 9 –
лабиринтные кольца; 10 – вал; 11 – роликовый подшипник; 12 – моторно-осевой
подшипник; 13 – букса моторно-осевого подшипника; 14 – добавочный полюс; 15 –
польстер.
Тяговый электродвигатель состоит из остова, главных полюсов, добавочных
полюсов, якоря, щеткодержателей, кожуха зубчатой передачи, моторно-осевого
подшипника.
Остов предназначен для крепления на нем главных и добавочных полюсов,
подшипниковых щитов, узла подвешивания, МОП и других деталей. Кроме того, остов
является магнитопроводом электродвигателя.
Рис. 2 – Остов
тягового двигателя
1 - корпус МОП; 2 - моторно-осевой
подшипник; 3 - остов; 4 - главный полюс; 5 - добавочный полюс.
Поэтому он отлит из углеродистой стали, обладающей высокой механической
прочностью и магнитопроводностью. В остове не должно быть раковин, трещин и
других дефектов. Обработанные поверхности зачищены от заусенцев, а
необработанные покрыты эмалью. Для более лучшего использования внутреннего
пространства и более удобного размещения главных и добавочных полюсов остов
сделан восьмигранным.
Подвешивание электродвигателя к раме тележки осуществляется при помощи
опорных приливов (носиков), между которыми помещена траверса подвески. Малые
приливы служат для предохранения двигателя от падения на путь при поломке
опорных приливов или траверсных пружин.
С другой стороны на остове выполнены расточки под МОП и места установки
шапок МОП. Один вкладыш подшипника установлен в остове, а другой в шапке МОП.
На остове также имеются приливы с отверстиями для болтов, которые служат для
закрепления кожуха зубчатой передачи.
Остов имеет вентиляционные отверстия и три коллекторных люка,
закрываемых крышками с войлочным и
паронитовым уплотнениями.
Круглые горловины в торцах остова закрывают подшипниковыми щитами, в
которых установлены два роликовых подшипника.
Рис. 3 – Остов
ТЭД
1 - шпонка вала якоря; 2 -
шестерня; 3 - подшипниковый щит.
К силовой цепи ТЭД подсоединяется четырьмя гибкими кабелями, которые
выводятся из остова через втулки, препятствующие попаданию влаги внутрь ТЭД и
предохраняющие кабеля от перетирания. Кабельные выводы крепятся к остову
зажимами из древеснослоистого пластика, называемыми клицами.
В подшипниковом щите, расположенном со стороны коллектора, установлен
опорно-упорный подшипник; ограничивающий продольный разбег якоря (0,08–0,5 мм). В подшипниковом щите со стороны шестерни
находится опорный подшипник. Оба щита имеют лабиринтные уплотнения.
Для
предотвращения проникновения смазки внутрь ТЭД служит воздушный канал
(дренажное отверстие). |