Для изменения
направления движения тепловоза путем
изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей служит
реверсор (ПР). Так как электродвигатели имеют последовательное возбуждение,
то контактная система
реверсора должна быть рассчитана на большие токи, а изоляция — на максимальное
напряжение силовой цепи. Для обеспечения прохождения больших токов необходимо
создать большие контактные нажатия и мощный привод. На тепловозе 2ТЭ116 применена
контактная
система кулачкового типа, а привод—диафрагменный. Реверсоры включают в цепь
обмоток возбуждения, а не в цепь якорей
электродвигателей, так как в этом случае напряжение между контактами реверсора
меньше, а следовательно, и размеры аппарата получаются также меньшими.
Рис.6. Реверсор;
1-масленка; 2-втулка; 3-кольцо нижнее;
4-кронштейн; 5-шунт; 6-неподвижный контакт; 7-изолирующие шайбы; 8-подвижный
контакт; 9-контактодержатель; 10-воздухопровод; 11-электропневматический
вентиль; 12-изоляция; 13-стойка; 14-поводок; 15-вал; 16-скоба; 17-кольцо
верхнее; 18-рычаг; 19-гибкое
соединение; 20-вставка; 21-кулачковая шайба; 22-гайка; 23-подшипник; 24-корпус;
25-пластина; 26-шток; 27-диск; 28-диафрагма; 29-крышка; 30-пневмопривод;
На тепловозе 2ТЭ116 применен реверсор ППК-8064,
рассчитанный на ток 1000 А. Основные параметры
реверсора следующие:
Число пар контактов 24
Ток продолжительного режима 850 А
Напряжение максимальное 900 В
Рабочий диаметр диафрагмы 210 мм
Силовые контакты
Ширина 35 мм
Провал 3—5 мм
Нажатие 300 Н
Раствор 10 мм
Число
блокировочных контактов
(мостиков) 4
Реверсор представляет
собой многополюсный электропневматический кулачковый переключатель и состоит из
пневмопривода 30, кронштейна 4, шести изолированных стоек 13, вала 15, электропневматических вентилей 11 и шести независимых групп контактов.
Пневмопривод диафрагменного типа, состоит
из корпуса 24, крышек 29 и
диафрагм
28 с привулканизированными к ним
дисками 27. Диски соединены
штоком 26 в котором выполнено отверстие под
поводок вала. Работой пнев-
мопривода
управляют электропневматические вентили 11.
Рис.7. Контактная группа;
1-неподвижный
контакт; 2-подвижный контакт; 3-качающийся рычаг; 4-изолированый стержень;
5-кулачковая шайба;
Каждая контактная группа
состоит из четырех неподвижных контактов
1,
укрепленных
на изолированных стержнях 4, и
четырех подвижных контак-
тов 2, смонтированных на двух качающихся рычагах
3.
Вал установлен в бронзовых втулках
пневмопривода и кронштейна, на нем расположены кулачковые шайбы 5, управляющие
качающимися рычагами.
При подаче напряжения на катушку одного из вентилей воздух подается в
соответствующую
(правую или левую ) диафрагменную камеру привода.
Под
действием воздуха диафрагма прогибается и перемещает шток, который поворачивает
вал с установленными на нем пластмассовыми ку-
лачковыми
шайбами. При этом сначала переключаются силовые контакты,
а
затем блокировочные контакты.
Профиль кулачковых шайб обеспечивает фиксацию
переключателя в том
положении,
в которое он переведен, даже если катушка вентиля теряет пи-
тание.
Переключатель можно повернуть вручную, а также установить в ней-
тральное
положение. |