Ремонт электрических аппаратов К неисправностям
электрических аппаратов относятся: подгар, оплавление контактов и медных шунтов, повреждения катушек,
пропуск воздуха электропневматическими
вентилями и пневматическими цилиндрами.
При
продувке частей, имеющих миканитовую
или слюдяную изоляцию, требуется соблюдать осторожность, чтобы сильной струей воздуха не
повредить изоляцию.
Ослабленные зажимы и болтовые контактные крепления перед затягиванием осматривают со
снятием гаек и болтов. Состояние спиралей
сопротивлений открытого типа определяют внешним осмотром, а закрытого —
по состоянию глазури.
Осматривая рубильники, проверяют состояние
контактных пластин и контактов, надежность крепления рукоятки и деталей на
панели. В пакетных выключателях контролируют четкую фиксацию положений, в предохранителях
— состояние и плотность прилегания контактных поверхностей, в дифференциальном
манометре — целостность и чистоту трубки, соединяющей манометр с картером
дизеля, и отверстия, соединяющего манометр с
атмосферой, а также убеждаются, нет ли
утечек жидкости. При текущем ремонте ТР-1 выполняют
работу в объеме технического обслуживания
ТО-3 и дополнительно проверяют работу регулятора
напряжения, прожировывают манжеты электропневматических аппаратов. Во время текущего ремонта ТР-2
дополнительно обследуют состояние
всех деталей аппаратов без разборки по нормам допусков и износов и в случае необходимости их
заменяют; силовые
и блокировочные контакты очищают от подгара и проверяют прилегание по отпечатку (прилегание должно быть
не менее 75% их ширины).
Дугогасительные камеры контакторов снимают и очищают от нагара. Стертые надписи на
аппаратах и маркировку на проводах восстанавливают в соответствии со схемой
тепловоза. Снимают и регулируют
на стенде реле переходов, боксования и регулятор напряжения, затем проверяют их на тепловозе. При текущем ремонте ТР-3, кроме работ, выполняемых на текущем ремонте ТР-2, снимают и проверяют
состояние контакторов и полупроводников.
Снимают и разбирают электропневматические и
электромагнитные приводы, регулятор напряжения, реле, реверсор, предохранители. Остальные аппараты осматривают и
ремонтируют на тепловозе.
Снятые металлические
детали очищают. Поврежденную изоляцию
восстанавливают. Регулируют давление и притирание контактов аппаратов и разрывы между ними. Капитальные ремонты предусматривают приведение электроаппаратуры в состояние, обеспечивающее нормальную
работу ее на протяжении установленного пробега до следующего
капитального ремонта. При этом
восстанавливают чертежные размеры большинства
деталей, а отдельные заменяют новыми. Силовые и блокировочные контакты. Изменение цвета детали в результате перегрева, ослабление
креплений, наличие капель припоя
свидетельствуют о ненадежном соединении. Электрическая дуга при разрыве подвижных контактов
оплавляет поверхности, которые
требуют зачистки. Серебряные и металлокерамические
контакты
при нагарах протирают салфеткой, смоченной в бензине или спирте. Контакты заменяют
при износе на половину их толщины,
при этом провал, начальное и конечное нажатия не должны быть больше допускаемых
Правилами ремонта пределов. При установке контактов
обеспечивают касание контактных
поверхностей по всей ширине. Износ поверхностей
контактов контакторов восстанавливают напайкой
медных пластин марки М1 латунным
припоем Л-62 толщиной 0,2мм (прокладываются между спаиваемыми поверхностями). К контактам реле припаивают
пластины из серебра или металлокерамических сплавов газовой горелкой или на аппарате контактной сварки. Применяют припой ПОС-45
или ПОС-30. На зачищенную поверхность контакта накладывают небольшое количество припоя, приготовленного в виде
мелких опилок в смеси с бурой. Паяют
на аппарате при небольшом нажатии угольными электродами, а если газовой горелкой, то в момент расплавления припоя пластину надо прижать, затем убрать
пламя и охладить контакт на воздухе,
не снимая давления.
Контактные
поверхности
при устранении подгара, а также после напайки опиливают по шаблону, соответствующему
профилю контакта. Шаблон для про- верки профиля контактов.
Износ стальных
блокировочных контактов устраняют постановкой сухаря на заклепках или заменой. Стальной блокировочный контакт с наклепанным сухарем. Гибкие соединения. При обрыве более 10% жил, следах нагревания и выплавления наконечника гибкие соединения заменяют новыми, изготовленными плетением скрученных прядей
медного провода марки ПШ. Наконечники
гибких соединений изготавливают из
медных трубок и вместе с проводом формуют в штампе. Затем сверлят отверстие и
пропаивают наконечник припоем ПОС-40. В
качестве флюса при пайке контактных деталей можно применять только канифоль, хлористый цинк вызывает
окисление спаиваемых деталей. При пайке наконечник
опускают в припой до середины отверстия во
избежание пропайки жил за пределами наконечника. В противном случае гибкое соединение становится жестким и
ломается. Контактные
детали лудят гальваническим или горячим способом припоем ПОС-18 в лудильных ваннах. Детали гибких
соединений, подлежащие
лужению, тщательно очищают от грязи и масла. Катушки
при необходимости перематывают по данным расчетной записки, где указаны диаметр
и марка, число витков, рабочее напряжение,
сопротивление, мощность. Неисправный каркас катушки заменяют новым, изготовленным из пластических масс
или собранным из отдельных деталей. Электропневматические вентили. Неисправностями вентилей являются повреждения катушек, нарушение плотности посадки клапана в седле, поломка крышек. При ручном нажатии вентиль должен обеспечить
пропуск воздуха к управляемому
аппарату без утечки в атмосферу. Если
клапан заедает или нечетко работает при отключении, его следует промыть бензином или растворителем. Пропуск воздуха клапанами устраняют притиркой, если уплотняющие поверхности не имеют
износа. При износе седло и конус клапана исправляют на станке с
последующей притиркой пастой ГОИ на
поворотном приспособлении или на
стенде, соблюдая соосность дрели,
держателя и клапана. Изношенные седла и клапан заменяют. После ремонта правильность сборки вентиля проверяют по выходу выпускного клапана над
торцом сердечника оответствующими выемками калибра или микрометром. Шаблон с выемкой 0,8 мм устанавливают на выступающий стержень выпускного клапана и нажимают. Если
при этом выпускной клапан плотно сядет на седло и воздух не будет проходить в атмосферу, клапан считается
годным. При установке шаблона с
выемкой 1,3 мм
так, чтобы ножки шаблона коснулись
верхней плоскости сердечника вентиля, впускной клапан сядет на свое седло, и воздух не проходит. Если эти условия не будут выдержаны, стержень клапана должен быть
укорочен или удлинен. Выход стержня клапана вентилей ВВ1 и ВВ2 измеряют аналогично, но с выемкой 2,2 мм, а для стержня
клапана вентиля ВВЗ —2,6 мм. Пневматические приводы. Неисправностью пневматических приводов является пропуск
воздуха между крышками, фланцами цилиндров и через манжеты поршня или мембраны
(диафрагмы). В
первом случае утечку воздуха устраняют подтяжкой крепящих болтов или сменой уплотняющих прокладок,
во втором — добавлением
незамерзающей смазки в количестве 1—6 см3 через отверстие в стенке цилиндра с последующим многократным включением привода.
Если добавление смазки не прекращает пропуск
воздуха, привод
разбирают и манжеты прожировывают. Пропускающую диафрагму заменяют. Манжеты
изготовляют из кожи толщиной 1 мм в
один слой или из двух-трех склеенных слоев. Манжету прожировывают в термостате при температуре 60 °С в
течение 3—4 ч. Очищенные
от жира манжеты формуют, обрезают в пресс-форме и сушат в печи при температуре 55—60 °С.
Резиновые манжеты не
требуют смазки и прожировки, при повреждении их заменяют. Пружинные шайбы в случае излома лепестков или потери упругости заменяют новыми,
изготовленными в штампах. Перед сборкой
аппарата шайбы выправляют (во избежание пропуска воздуха манжетами из-за
неравномерного прилегания к стенкам цилиндра). Электропневматический
диафрагменный (мембранный) привод не требует периодической
разборки, как поршневой, однако необходимо с
наступлением холодов снять крышку и осмотреть диафрагму. Она не должна иметь
трещин, разрывов, истираний. Диафрагму изготовляют из плоского приводного
прорезиненного ремня.
Толщина
ремня
6 мм. При
отсутствии приводного ремня с резиновыми обкладками может быть применен
прорезиненный ремень с одной или несколькими
резиновыми прокладками или в крайнем случае транспортерная лента. Необходимая толщина мембраны
может быть получена при наличии более толстых материалов путем отделения (расслоения) части слоев. Мембрану по контуру корпусов
привода вырезают ножом или ножницами. Необходимые отверстия делают с помощью просечек. Трещины, литейные раковины и другие
дефекты в корпусе цилиндра устраняют заваркой
комбинированными или латунными электродами.
Допускают устранение мелких пор проклейкой клеем БФ-2 или бакелитовым лаком. Подшипники
рычагов и кронштейнов заменяют, если зазоры между валиками и втулками
превышают 0,2 мм. Перекос или сдвиг подвижного контакта
относительно неподвижного устраняют установкой прессшпановых прокладок между
панелью и кронштейном неподвижного контакта или между панелью и крышкой цилиндра. Вентиль
крепят к корпусу равномерной затяжкой без особых усилий во избежание срыва
резьбы, шпилек и повреждения изолятора. Изношенные сухари и
рычаги привода регулятора частоты вращения заменяют, ставят квадратные сухари, что
обеспечивает постоянство частоты вращения при повороте сухаря. После ремонта проверяют подъем штоков, который должен быть
полным при давлении (5-=-5,5)105 Па. Электромагнитные приводы. Износ призматических опор якоря более 2 мм устраняют запиловкой под углом 45°, а на боковых вырезах — под углом 30°. Медленное отключение аппарата из-за повреждения
или потери немагнитной пластины якоря
устраняют заменой ее или установкой двух медных заклепок на торце сердечника
катушки. Головки заклепок должны одинаково
выступать над торцом на 0,3—0,6 мм. Дугогасящие устройства. В дугогасящем устройстве вследствие нагревания возможны
коробление и замыкание витков, повреждение изоляции дугогасительнои
катушки и механические повреждения стенок камеры. Грязь и копоть на стенах удаляют безворсовой салфеткой, а нагары и медные
брызги (выбрасываемые под действием дуги с контактов) —
стеклянной шкуркой. При прогорании боковых
стенок на три четверти толщины и трещинах дугогаситель-ную камеру заменяют. Изоляционные детали электроаппаратов. Панели,
прокладки, блокировочные стойки и кронштейны при трещинах, изломах и подгарах
заменяют. Новые детали изготовляют из асбоцемента, текстолита,
гетинакса, стеклотекстолита, дерева, прессшпана и другого
изоляционного материала, обеспечивающего надлежащую механическую
прочность, теплостойкость и сопротивление. Для повышения влагостойкости детали
из асбоцемента пропитывают в мазуте, а затем в битуме; из дерева,
прессшпана и фибры — в льняном масле или натуральной олифе.
Изоляционные
свойства окрашенных панелей проверяют мегаом-метром
по сопротивлению, измеряемому между поверхностью отверстий для крепления аппаратов и отдельными точками,
отстоящими на расстоянии 12—15 мм от
них. Сопротивление допускают не менее 200 МОм. Затем испытывают панель
на возможность поверхностного перекрытия
переменным током напряжением 3000 В заостренными электродами, установленными
на расстоянии 12 мм
друг от друга на лицевой поверхности панели; допускается небольшое искрение (сопротивление 200 МОм). |