Промежуточные
и специальные реле применяют
для дистанционного управления и защиты электрических цепей. На тепловозе 2ТЭ116
устанавливают различные типы реле и датчиков-реле в зависимости от выполняемых
функций, напряжения втягивающей катушки и количества контактов. Реле промежуточные ТРПУ-1 предназначены
для коммутации электрических цепей управления тепловоза напряжением до 110 В
постоянного тока. Реле смонтированы на панели реле управления. Связь реле
управления с электрической схемой тепловоза осуществляется с помощью
штепсельных разъемов. Реле работает на электромагнитном принципе.
Электромагнит клапанного типа состоит из
скобы 11,
сердечника 10 с катушкой 9 и плоского якоря 8. Ход якоря
ограничивается угольником 7, возврат якоря осуществляется пружиной13. На якоре установлена пластмассовая траверса
6, воздействующая на подвижные пластины
замыкающих 3 и размыкающих 4 контактов. На траверсе имеются три перегородки,
разделяющие вертикальные ряды контактов, что препятствует перебросу дуги при
коммутации больших нагрузок двумя рядом расположенными контактами. Контактные пластины,
выводы катушки и электромагнит зафиксированы на пластмассовом корпусе 1 и закрыты кожухом 2.
1
— пластмассовый корпус; 2 — кожух; 3, 4 — контакты подвижные; 5 — контакты
неподвижные; 6 — траверса;
7 — угольник; 8 — якорь; 9 — катушка; 10 — сердечник; 11 —скоба; 12 — болт; 13
— пружина Рис.20.
Реле промежуточное ТРПУ-1; При
подаче напряжения на катушку якорь реле притягивается к скобе и через траверсу осуществляет
замыкание замыкающих и размыкание размыкающих контактов. При отключении
напряжения с катушки возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение,
при этом происходит размыкание замыкающих контактов и замыкание размыкающих. Реле
Р-45 служат для коммутации
электрических цепей управления и защиты тепловоза. Каждое
реле состоит из магнитной системы клапанного типа, контактов рычажного 7 и
мостикового 8 типов,
установленных на панели. К магнитной системе реле относится ярмо 2,
сердечник с катушкой 3
и подвижной якорь 4.
Рычажные и мостиковые контакты могут быть
как размыкающими, так и замыкающими. Детали и узлы всех типов реле Р-45, кроме
катушек (исполнены на разные номинальные напряжения) и панелей,
взаимозаменяемы.
Рис.21. Реле Р-45; 1 — панель; 2 — ярмо; 3—катушка; 4 — якорь;
5 — пружина; 6 — болт регулировочный; 7, 8 —пальцевый и мостиковый контакты; 9
— магнитный сердечник Реле
Р-45Г2-12 в отличие от других реле серии Р-45 имеет токовую катушку вместо
катушки напряжения и механическую защелку, удерживающую якорь реле во
включенном состоянии после снятия напряжения. Реле Р-45ГЗ-11 имеет катушку на
75 В, реле Р-45Г5-11 — на 24 В. Оба эти реле имеют по одному замыкающему и
одному размыкающему контакту рычажного типа, а контактов мостикового типа не
имеют. Срабатывание реле регулируется изменением сжатия пружины 5 путем вращения болта 6.
Реле дифференциальное РД-3010 автоматически
управляет контакторами возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза в
зависимости от тока и напряжения на зажимах выпрямительной установки. Магнитная система реле
состоит из магнитного сердечника и двух катушек: токовой 5 и напряжения 7, включаемых на сигнал, пропорциональный току и напряжению
тягового генератора соответственно. Реле имеет один замыкающий контакт 2 с двойным разрывом. Контактная система
закрыта защитным прозрачным кожухом 1.
Реле срабатывает под воздействием электромагнитного
усилия, создаваемого катушкой напряжения, которому противодействует усилие
токовой катушки и пружины. Соответственно при уменьшении тока в катушке
напряжения и увеличении тока в токовой катушке до определенной величины якорь 11 реле отпадает и контакты размыкаются.
Рис.22.
Реле дифференциальное РД-3010; 1-кожух;
2-подвижной контакт; 3-неподвижный контакт; 4-колодка; 5-токовая катушка;
6-клеммная панель; 7-катушка напряжения; 8-провод; 9-ярмо;
10-ось; 11-якорь; 12-регулировочная пружина;
Блок боксования ББ-320А автоматически защищает тяговые
электродвигатели от разносного боксования. Блок представляет собой три панели,
на которых смонтированы два реле РК-221 и одно реле РК-231, защищенные
кожухами. Реле РК-231 отличается от реле РК-221 сопротивлением катушки: 1,1 Ом
вместо 4,95 Ом. На панели имеются выводные зажимы,
внутренний монтаж выполнен гибким проводом. Реле имеет разомкнутую магнитную
систему с втягивающим якорем, укрепленным на поворотном рычаге. Контактная
система имеет один замыкающий и один размыкающий контакты перекидного типа с
общим подвижным контактом. У реле высокий коэффициент возврата — не менее 0,85,
т. е. якорь отпадает при токе в катушке лишь на 15% ниже тока, при котором он
притягивается. Рис.23. Блок боксования ББ-320А; 1-панель; 2-угольник; 3-подвижный
контактодержатель; 4-стойка неподвижного контактодержателя; 5-ярмо; 6-рычаг; 7-сердечник; 8-обмотка
катушки; 9-якорь; 10-каркас;
Реле времени РЭВ-800 (РЭВ-812, РЭВ-813) предназначены
для задержки времени включения или отключения коммутирующих аппаратов или
элементов электрических цепей (контакторы ослабления возбуждения ВШ1—ВШ2 — реле
РВ-2, контакторы поездные П1—П6 — реле РВ-3, резистор ССБ2 — реле РВ-4).
Принципиально конструкция реле РЭВ-813
аналогична конструкции реле РЭВ-812 и отличается возможностью регулирования
более длительных выдержек времени . Выдержка времени осуществляется при
отключении катушки реле за счет замедленного спадания потока в магнитном
сердечнике. При отключении катушки и изменении потока в съемных демпферах 3
из медной втулки и из витка алюминия 10,
установленных на сердечнике 6
и угольнике 11,
наводятся токи самоиндукции.
Рис.24. Реле времени РЭВ-800;
1
— алюминиевое основание; 2 - шайба; 3 — съемный демпфер; 4— бандаж; 5 — каркас;
6 -сердечник; 7 — прокладка немагнитная; 8 - якорь; 9 — отжимная пружина; 10—
алюминиевый демпфер; 11, 14 — угольники; 12 — планка; 13 — пластина; 15—
возвратная пружина; 16, 17 —неподвижные и подвижные контакты; Они препятствуют изменению (уменьшению)
основного магнитного потока и тем самым увеличивают время отпадания якоря 8. Выдержка времени регулируется подбором
толщины немагнитных прокладок 7 (грубая регулировка) и изменением натяжения
возвратной пружины 9
(точная регулировка). |